Дуэлянты обменялись выстрелами в воздух

29.01.2007 Разрешился конфликт между группой российских ритейлеров и компанией Panasonic. Торговцы добились обещания прямых поставок от производителя и в ответ пообещали, что впредь будут избегать импульсивных совместных действий<br><br>Через две-три недели после громкого заявления, сделанного компаниями «Евросеть», «М.видео», «Мир», «Связной», «Техносила» и «Эльдорадо» в декабре 2006 года о выводе из их магазинов продукции марки Panasonic, торговцы возобновили закупки товаров этого производителя. Напомним, что причиной своего выступления сети называли безответственное поведение российского представительства компании Panasonic, а именно непресечение «серых» схем импорта, используемых отдельными недобросовестными импортерами. Поводом же послужило обнаружение одним из ритейлеров в магазине MediaMarkt плазменного телевизора Panasonic по цене, почти вдвое меньшей, чем в его собственной сети. <br><br>Отечественные продавцы объясняют благополучный исход конфликта быстрым принятием конструктивных мер со стороны Panasonic. Вскоре после громкого заявления компания провела серию индивидуальных переговоров с представителями сетей, в ходе которых был достигнут ряд соглашений. Главным достижением российских ритейлеров можно назвать договоренность о поэтапном переходе компании Panasonic с 1 января 2007 года к практике прямых поставок.<br><br>Как рассказали в Российской ассоциации торговцев и производителей электроники (РАТЭК), существует две схемы прямого импорта. Первая предполагает заключение контрактов между производителем и сетью; вторая — самостоятельный ввоз продукции производителем и размещение ее на собственных складах с последующей продажей торговым операторам за местную валюту. Обычно поставщик постепенно переходит от первой схемы ко второй. Эта практика естественна для всех цивилизованных рынков, однако в России примеров такого взаимодействия производителей и продавцов электроники и бытовой техники немного. По мнению Антона Гуськова, директора по связям с общественностью РАТЭК, инцидент с Panasonic — это сигнал, поступающий от отечественных продавцов всем зарубежным производителям.<br><br>Совсем другой механизм улаживания спора описывают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). По словам начальника управления по защите конкуренции в социальной сфере и в торговле ФАС Тимофея Нижегородцева, после выступления ритейлеров служба незамедлительно провела беседу с их представителями, в ходе которой ясно дала понять, что их действия имеют признаки сговора, направленного на навязывание невыгодных условий соглашения производителю или на поддержание установившихся цен. А это противоречит антимонопольному законодательству. Поэтому ФАС порекомендовала сетям наладить отношения со своим давним партнером. А чтобы избежать повторения подобных ситуаций, было решено создать при ФАС Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли, куда войдут сети, торгующие электроникой и бытовой техникой, а также представители РАТЭК. При этом действия сети MediaMarkt, установившей столь низкие цены на часть продукции по случаю своего открытия, ФАС наносящими угрозу справедливой конкуренции не сочла, ввиду того что доля зарубежной сети на московском рынке электроники и бытовой техники очень мала.<br><br>Выяснилось и второе обстоятельство: партия телевизоров Panasonic, вызвавшая гнев ритейлеров еще и из-за того, что в обозначении модели присутствовала пресловутая буква Е (указывает на то, что товар предназначается для продажи в Европе, а не в России), была специально ввезена из Европы для единовременной рекламной акции. По словам экспертов отрасли, подобная практика не является неправомерным действием, если продукция ввозится с уплатой таможенных пошлин и продавец берет обязательство самостоятельного обслуживания покупателей, ведь услуги сервисного центра производителя на продукцию, не предназначенную для продажи в России, не распространяются. Гендиректор компании «Партнер логистик», призванной блюсти интересы MediaMarkt в сфере таможенных отношений и логистики, Игорь Меркулов заявляет, что злополучная партия телевизоров была завезена в Россию легально и прошла все таможенные процедуры. По его словам, компания с мировым именем, каковой является сеть MediaMarkt, не может себе позволить работать по нелегальным схемам. Правда, собственного сервисного центра у MediaMarkt нет, но там нас заверили, что, если выявится неисправность, они готовы отправить изделие в сервисный центр производителя.<br><br>В настоящее время к наименованию телевизора Panasonic TH 42PA60 ®, продающегося в иностранной сети, никаких претензий быть не может — на месте буквы Е законная R. Между тем и по прошествии рекламной акции MediaMarkt имеет конкурентное преимущество в цене на данную модель не только перед российскими ритейлерами, но даже перед интернет-магазинами. Это лишь подтверждает известный факт, что в международной сети издержки на приобретение продукции снижаются благодаря масштабам. Возможно, именно поэтому один из российских участников конфликта — «М.видео» — заключил с Panasonic дополнительное соглашение о том, что с 1 февраля 2007 года японский производитель будет подписывать контракты по телевизорам только с импортерами — российскими юридическими лицами. Таким образом, российское подразделение MediaMarkt вынуждают играть по общим правилам.

Источник:  http://expert.ru
Филиалы: