Тест Panasonic Lumix DMC-G1

Тест Panasonic Lumix DMC-G1
17.11.2008 Мы очень гордимся тем, что из всех русскоязычных фотожурналов именно нам выпала честь первыми протестировать эту поистине революционную камеру. Новость о выпуске первой зеркалки без зеркала стала одной из самых громких в череде анонсов на недавно прошедшей в Кельне выставке Photokina 2008. Значительный резонанс эта новость вызвала и на различных фотографических форумах. Было сделано немало предварительных выводов о возможностях камеры, ее удобстве, качестве изображения и специфике использования. Итак, попробуем расставить все точки над «i». Мы рады предложить вашему вниманию развернутый материал о Panasonic Lumix G1 с большой галереей пробных снимков и полноценным студийным тестом. Но сначала — наш традиционный видеообзор и основные характеристики этой модели.

Основные особенности камеры:

  • разрешение матрицы 12 мегапикселей;
  • байонет micro 4/3;
  • скорость серийной съемки 3 кадра/с;
  • диагональ дисплея 3 дюйма, разрешение 460 000 точек;
  • разрешение электронного видоискателя 1 440 000 точек;
  • объектив с оптическим стабилизатором MEGA O.I.S.

Ключевые характеристики модели:

Дата анонса 12/09/2008
Эффективное разрешение 12,1 мегапикселей
Максимальный размер снимка 4000x3000
Байонет micro 4/3
Светочувствительность
  • 100
  • 200
  • 400
  • 800
  • 1600
  • 3200
ЖК-дисплей 3,0", 460000 пикселей
Карта памяти
  • SD
  • SDHC
  • MMCplus
Вес камеры с учетом батареи и карты памяти 360 г


2. О системе micro 4/3

Прежде чем приступить непосредственно к тесту, следует уделить внимание главной особенности камеры, а именно ее внутреннему устройству. Кроме того, мы попробуем разобраться, чем же Panasonic Lumix G1 принципиально отличается от всех созданных ранее фотоаппаратов.

Появление подобной камеры — революционная веха в развитии фототехники. Когда на смену пленке пришла «цифра», в принципиальном устройстве зеркальных фотокамер мало что изменилось. Оптика осталась та же, изменения не коснулись ни устройства визирования, ни затвора. По сути, единственное нововведение — замена светочувствительного элемента. Очень наглядно эта тенденция прослеживается в фотокамерах среднего формата, на которые можно устанавливать как цифровые, так и пленочные задники.

В обычной цифровой зеркальной камере лучи света проходят через линзы объектива и попадают на зеркало, от которого отражаются в оптический видоискатель. Сделано это для того, чтобы фотограф мог видеть именно то, что видит объектив его камеры. Заметьте, объектив, а не камера. Ведь то, как интерпретируют полученную информацию матрица и процессор фотоаппарата, становится ясно лишь после нажатия на кнопку спуска.

Немного по-другому обстоят дела у зеркалок, оборудованных системой Live View. В них предусмотрена возможность поднятия зеркала и визирования по основному дисплею (исключение здесь составляют лишь некоторые модели Sony и Olympus, использующие для выведения изображения на дисплей дополнительный сенсор). Да, такой подход позволяет увидеть будущую фотографию на дисплее фотокамеры, но при этом слабым местом, как правило, остается скорость фокусировки. Лишь у единичных представителей семейства зеркальных камер автофокус адекватно и быстро работает в режиме «живого» просмотра.

Однако и на этом минусы зеркалок с функцией Live View не кончаются. Эти модели по-прежнему остаются довольно громоздкими из-за необходимости размещения в корпусе объемного блока зеркала и пентапризмы. Нельзя забывать и про такое понятие, как рабочий отрезок. Это расстояние между внешней поверхностью байонета и матрицей фотоаппарата. В зеркальных камерах рабочий отрезок не может быть уменьшен из-за присутствия зеркального блока. А это в свою очередь порождает сложности при создании объективов: чем больше рабочий отрезок, тем труднее сделать широкоугольный объектив. Особенно остро эта проблема встала при появлении матриц с кроп-фактором. Фокусное расстояние тех объективов, которые на пленке были широкоугольными, стало в полтора раза меньше при установке их на новые матрицы формата APS-C. Для создания новых объективов пришлось усложнять оптические схемы, что не могло не сказаться на стоимости, а также на габаритах и весе.

Цифровые компакты с самого начала своего существования были избавлены от всех вышеописанных проблем. В таких камерах свет, пройдя через объектив, сразу попадает на матрицу. Фотограф может оценить будущий кадр на дисплее до нажатия на кнопку спуска. Имея такое существенное преимущество, компакты тем не менее серьезно проигрывали и проигрывают зеркалкам в качестве изображения. Тому есть две причины. Во-первых, в компактах используется значительно меньшая по размерам матрица (это обусловливает высокий уровень шумов и низкую детализацию изображения). Во-вторых, все компакты оснащены несменной оптикой зачастую не самого высокого класса. Здесь следует упомянуть несколько исключений. За недолгую историю создания цифровой фототехники был предпринят ряд попыток сдвинуть дело с мертвой точки. Компания Sony выпустила фотокамеру R1, имевшую большую (как у зеркалки) матрицу и неплохой объектив, а Sigma создала целых две модели — DP1 и DP2, оснащенные такими же большими сенсорами. И в первом, и во втором случае оптика камер была несменной, и в этом отношении зеркалки по-прежнему оставались вне конкуренции.

Достичь невозможного удалось инженерам Panasonic, разработавшим совместно с Olympus стандарт micro 4/3, на базе которого и создана фотокамера Panasonic Lumix G1. Они начали с того, что просто «выбросили» блок зеркала из конструкции зеркальной камеры. Казалось бы, что может быть проще? При такой конструкции свет, проходя через объектив, сразу попадает на матрицу. На дисплее и в цифровом видоискателе (о нем мы поговорим позже) фотограф видит именно то изображение, которое станет фотографией после нажатия на кнопку спуска. Все как в компактах, кроме двух деталей. В фотоаппарате используется матрица формата 4/3 и сменная оптика с байонетом micro 4/3 (также предусмотрена возможность применения оптики с байонетом 4/3 через переходник). Отсутствие зеркального блока позволило не только значительно уменьшить размеры фотоаппарата, но и сократить рабочий отрезок оптики. Специально выпущенные для Panasonic Lumix G1 объективы просто поражают своей компактностью.

3. Конструкция

К нам на тест попала G1 с красным корпусом. Кроме того, фотокамера доступна еще в двух цветовых вариантах: традиционном черном и темно-синем. Таким образом, она стала первой камерой с большой матрицей и нестандартным цветом корпуса. До этого все зеркалки были либо черными, либо серебристыми. Что же, рано или поздно стереотипы нужно ломать. Корпус полностью выполнен из пластика. Материал имеет приятное на ощупь матовое покрытие. Фотокамера совершенно не скользит в руке. Кроме того, на G1 не остается жирных следов от пальцев. Вес и размеры феноменальные. Ощущение, будто держишь в руках очередной компакт-суперзум. При этом эргономика весьма продуманная, а при съемке камеру вполне удобно удерживать одной рукой.
Открываем коробку, откладываем инструкцию в сторону (но не очень далеко — ее обязательно следует прочитать) и достаем саму камеру. Штатный объектив лежит рядом, но он пока не установлен, а на его месте — простая заглушка. Под заглушкой находится матрица. Да-да, именно так и выглядит сенсор цифровой фотокамеры. Его даже можно потрогать пальцем (но мы настоятельно не рекомендуем это делать). На первый взгляд матрица кажется совершенно незащищенной. Но это не так: если внимательно присмотреться, то можно заметить, что перед ней установлен специальный фильтр. В случае попадания пыли внутрь камеры почистить его не составит труда. Видимо, в качестве защиты от «желающих все потрогать» ламели затвора фотокамеры находятся в открытом состоянии. Ведь сломать их одним касанием — пара пустяков. Число контактов байонета в системе micro 4/3 на данный момент рекордное — 11 штук! С каждым годом объективы становятся все более и более сложными устройствами…
Но вот штатная оптика установлена, батарея заряжена, камеру можно включать. Для этого достаточно одного движения большого пальца. Маленький рычажок включения сопряжен с барабаном выбора режимов съемки и находится на верхней панели. Рядом с ним располагается второй такой же рычажок. Он отвечает за переключение между серийной и покадровой съемкой, включение таймера и настройку экспокоррекции (впрочем, для этого есть и другие способы). Кнопка Film Mode позволяет выбрать тип «пленки» (так называемый творческий режим). Можно остановиться на одном из нескольких предустановленных вариантов либо подстроить резкость, контраст, насыщенность изображения и уровень шумоподавления в соответствии со своими предпочтениями. Кнопка Q.Menu позволяет управлять наиболее важными параметрами съемки, отображаемыми на дисплее. Об этой функции мы поговорим подробно в следующем разделе.
На левой стороне верхней панели расположены всего два органа управления: это рычажок поднятия вспышки и компактный диск выбора режима работы автофокуса. Последний имеет всего три позиции: непрерывный режим, покадровый автофокус и ручная фокусировка.
Органы управления на задней панели камеры вполне типичны для продвинутых компактов и зеркалок начального уровня. Всем кнопкам навипэда в режиме съемки назначены дополнительные функции: выбор точки фокусировки (влево); выбор значения светочувствительности (вверх); выбор баланса белого (вправо); программируемая кнопка Fn (вниз) и вызов основного меню (центральная кнопка). Над навипэдом находится кнопка, отвечающая за режим отображения информации на дисплее. Под навипэдом — не совсем привычно размещенная кнопка репетира диафрагмы. По совместительству она отвечает за удаление снимков при просмотре. Кнопка перехода в режим просмотра отодвинута на самый верх, к видоискателю. Справа от нее (традиционно под большим пальцем) расположена кнопка блокировки экспозиции. Слева от видоискателя находится кнопка переключения между видоискателем и дисплеем.
Видоискатель этой камеры электронный. Всем, кто имел опыт общения с электронными видоискателями компактов, мы настоятельно советуем дочитать этот абзац до конца. Дело в том, что в Panasonic Lumix G1 применен видоискатель с разрешением 1 440 000 точек. Нет-нет, в этой цифре нет опечатки. Его разрешение составляет почти полтора миллиона точек! Именно такие видоискатели устанавливаются в профессиональных видеокамерах. Четкость изображения потрясающая. Коэффициент увеличения видоискателя составляет 1,4, то есть его физические размеры превышают размеры матрицы фотоаппарата. Сделано это для большего удобства визирования. Таким образом, качество видоискателя G1 не идет ни в какое сравнение с тем, что мы видели в компактных фотокамерах. Кроме того, видоискатель оснащен механизмом диоптрийной подстройки и имеет специальный датчик, который автоматически выключает дисплей, когда вы подносите фотоаппарат к глазу. Настолько простого и удобного решения мы не встречали ни в одной фотокамере.

4. Конструкция и интерфейс


Дисплей Lumix G1 тоже по-своему уникален. Если диагональю в три дюйма сегодня уже никого не удивишь, то поворотных дисплеев с разрешением 460 000 точек мы пока не встречали. Дисплей откидывается в сторону на 180 градусов и может вращаться на 270 градусов вокруг своей оси. Благодаря этому фотографировать можно из любого положения. Яркость подсветки регулируется автоматически в зависимости от освещенности объекта съемки.
Управляющее колесо у фотокамеры одно (впрочем, второе управляющее колесо мы встречали лишь у зеркалок класса «полупро»). Расположено оно под указательным пальцем, вот только вращать его удобно лишь в том случае, если поддерживать камеру второй рукой за объектив. Колесо многофункциональное: режимы работы (к примеру, выбор диафрагмы или настройка экспокоррекции) можно переключать нажатием. Это очень интересное решение — ничего подобного у других производителей мы не видели.
Как с компактами, так и с зеркалками начального уровня Panasonic Lumix G1 объединяет стандарт карт памяти — SD. Если у вас уже была компактная модель, то скорее всего вам не придется покупать новую карту памяти.
G1 не умеет снимать видео, хотя к этому утверждению очень хочется добавить «пока». Мы убеждены, что последующие представители семейства micro 4/3 «обучатся» видеосъемке. Однако интерфейс HDMI у камеры есть. Он спрятан за резиновой заглушкой на левой грани корпуса. С помощью этого разъема вы можете просматривать снимки на телевизорах высокого разрешения.

Интерфейс

Камера изначально не ориентирована на профессиональное применение, более того, она скорее рассчитана на начинающего фотолюбителя. Однако об удобстве и оперативности управления производители позаботились как следует. Здесь есть почти все, чтобы удовлетворить опытного фотографа. Управление балансом белого, светочувствительностью и точками фокусировки вынесено на отдельные «горячие» кнопки — в лучших традициях зеркальных камер. Экспокоррекция осуществляется буквально за одно нажатие (мы имеем в виду нажатие на управляющее колесо). Если же до этого у вас был простой компакт и вы к нему привыкли, то сможете управлять фотокамерой при помощи удобного экранного меню, которое очень напоминает меню компактных фотокамер. В режиме съемки основные параметры отображаются в верхней и нижней частях дисплея (впрочем, расположение информации легко настроить по своему вкусу и даже выбрать разные варианты для видоискателя и дисплея). Чтобы перейти от простого наблюдения за параметрами к их изменению при помощи навипэда, достаточно одного нажатия на кнопку Q.Menu.

Ну а для тех, кому такой интерфейс не нравится, предусмотрен еще один способ управления. Нажмите несколько раз на кнопку, отвечающую за отображение информации на дисплее, и вы увидите альтернативное меню параметров съемки. Оно реализовано в виде таблицы. Не правда ли, напоминает меню некоторых зеркалок? Перемещение по ячейкам осуществляется с помощью навипэда. Все очень наглядно и удобно.

Часть настроек доступна также и через обычное меню, вызываемое центральной кнопкой навипэда. Здесь все традиционно для большинства зеркалок, все те же несколько вкладок: параметры съемки, меню пользователя, «Мое меню» и настройки режима просмотра. Наиболее интересным пунктом является именно «Мое меню». В данную вкладку включаются пять наиболее часто используемых пунктов меню камеры.

5. Фотоаппарат в работе

Компактность. Позволим себе поставить этот параметр первым в списке достоинств Lumix G1. Камеру можно брать с собой куда угодно, со штатным объективом она спокойно влезает в сумку любого размера. Даже при ношении на шее под курткой камера не вызывает неудобств. Единственная зеркалка, которая близка G1 по размерам и весу, — это ее дальняя родственница по системе 4/3 Olympus E-420. Размеры оптики также более чем скромные. Мы целый день носили в кармане телевик с диапазоном эквивалентных фокусных расстояний 90–400 мм. Какая еще система позволит вам положить в карман такой объектив?

Во время съемки на открытии выставки нам в полной мере удалось оценить все удобство большого поворотного дисплея. Не секрет, что на всех мероприятиях в первых рядах снимающей братии стоят телевизионщики. Фотографам же порой приходится буквально просовывать объективы между людьми с видеокамерами, и тут уж либо снимай вслепую, либо теряй ценные кадры. С Lumix G1 все было намного проще. Наконец-то съемка камерой, удерживаемой на вытянутых руках над головой, перестала быть лотереей. По повернутому вниз дисплею можно было вполне осознанно строить кадр, даже более того — это было удобно. Впрочем, в остальное время мы все же предпочитали пользоваться электронным видоискателем.

О нем стоит рассказать подробнее. Начнем с принципа работы. В электронном видоискателе мы видим то же, что и на дисплее. Да-да, совсем как в режиме Live View. Следовательно, это изображение (именно с такой яркостью и балансом белого) и станет фотографией. Не правда ли, удобно? Задержка при обновлении картинки минимальна: инженеры постарались на славу. Некоторое отставание заметно только когда снимаешь при недостаточном освещении (например в темной комнате). Естественно, о таком параметре, как площадь покрытия кадра (у большинства полупрофессиональных зеркалок она составляет примерно 95%) можно просто забыть: в электронном видоискателе мы видим весь кадр целиком. О разрешении мы уже говорили выше. Оно составляет 1 440 000 точек. Детализация изображения очень высокая. Для сравнения: разрешение электронного видоискателя компактов обычно составляет 150 000 точек, то есть в десять раз меньше. Функция автоматического переключения между видоискателем и дисплеем во время съемки предоставляет невиданную доселе свободу выбора способа визирования.

Еще один приятный сюрприз связан с системой фокусировки. Мы не раз сталкивались с мнением, что создать систему быстрого и точного контрастного автофокуса при большом размере матрицы как минимум трудно. И наши тесты зеркальных фотокамер с функцией Live View эту точку зрения обычно подтверждали. Однако фокусировка Lumix G1 происходит просто мгновенно. При этом камера не издает практически никаких звуков. Перемещений внешних частей объектива также не происходит. Просто через какую-то долю секунды после неполного нажатия кнопки спуска раздается сигнал подтверждения фокусировки. Точность автофокуса одинаково высокая как в солнечный день, так и в сумерках. Разработчикам удалось создать систему фокусировки по контрасту, не проигрывающую в скорости и точности фазовому методу, ставшему привычным для зеркалок.

Несколько лет назад на одном фотографическом форуме нам встретилось мнение, что главным минусом системы визирования по дисплею (тогда еще даже слухов не было о создании камер, подобных Lumix G1) является невозможность ручной фокусировки. Нам довелось снимать на узко- и среднеформатные неавтофокусные камеры, и поэтому мы можем смело утверждать, что в G1 ручная фокусировка реализована почти идеально. Как только вы поворачиваете фокусировочное кольцо объектива, в видоискателе (или на дисплее) появляется увеличенный фрагмент изображения. Навести по нему резкость — пара пустяков. Дальше остается лишь утопить кнопку спуска до конца и сделать снимок. Хотя можно нажать спуск только наполовину, тогда изображение опять уменьшится до нормальных размеров, после чего можно будет по-новому скомпоновать кадр. Единственным неудобством нам показалась недостаточная ширина фокусировочного кольца.

Мы уже рассказали о быстрой реакции системы фокусировки, но другие скоростные характеристики камеры тоже нельзя назвать скромными. Включается она почти мгновенно, как и все современные зеркалки. Казалось бы, обязательно должна иметь место задержка затвора: фотоаппарату нужно время на приведение затвора в работоспособное состояние (во время визирования по дисплею он, естественно, открыт). Однако на практике почувствовать эту задержку нам так и не удалось — снимок делается сразу после нажатия кнопки спуска. Нет проблем и с серийной съемкой. Вполне стандартные для современных любительских зеркалок три кадра в секунду Lumix G1 отрабатывает честно. Правда, нужно уточнить, что речь идет о съемке в формате JPEG. Со скоростью серийной съемки в формате RAW дела обстоят несколько хуже.

Наряду с традиционными режимами съемки PASM (программный, приоритет выдержки, приоритет экспозиции и ручной) в G1 есть пользовательский режим, расширенный режим сюжетных программ, а также умный авторежим (Intelligent Auto), при включении которого автоматика подберет оптимальные настройки за вас. Камера сама установит светочувствительность с учетом скорости движения объекта, включит оптический стабилизатор MEGA O.I.S., выберет оптимальную сюжетную программу, применит функцию распознавания лиц, в случае необходимости задействует следящий автофокус для удержания в фокусе движущихся объектов, а также воспользуется функцией интеллектуальной экспозиции (автоматически осветляя чрезмерно затемненные участки). К автоматике у нас возникла лишь одна небольшая претензия — уж слишком неохотно камера поднимает значение светочувствительности. Даже при съемке телевиком в сумерках автоматика может задать всего 400 единиц ISO. Впрочем, если у вас достаточно крепкие руки, то на пару с оптическим стабилизатором вы вполне справитесь с «шевеленкой». А небольшое значение светочувствительности поможет получить кадры с низким уровнем шума.

Питание G1 получает от аккумулятора, который по сравнению со скромными габаритами камеры выглядит очень солидно. Однако обольщаться не стоит: заряд расходуется довольно быстро. Основная причина — непрерывная работа матрицы, процессора и дисплея (или видоискателя) камеры. Полностью заряженного аккумулятора вполне хватит на день не слишком интенсивной съемки, но к вечеру энергия будет уже на исходе.





Источник:  http://prophotos.ru
Филиалы: