Основные особенности камеры:
Дата анонса | 12/09/2008 |
---|---|
Эффективное разрешение | 12,1 мегапикселей |
Максимальный размер снимка | 4000x3000 |
Байонет | micro 4/3 |
Светочувствительность |
|
ЖК-дисплей | 3,0", 460000 пикселей |
Карта памяти |
|
Вес камеры с учетом батареи и карты памяти | 360 г
|
Появление подобной камеры — революционная веха в развитии фототехники. Когда на смену пленке пришла «цифра», в принципиальном устройстве зеркальных фотокамер мало что изменилось. Оптика осталась та же, изменения не коснулись ни устройства визирования, ни затвора. По сути, единственное нововведение — замена светочувствительного элемента. Очень наглядно эта тенденция прослеживается в фотокамерах среднего формата, на которые можно устанавливать как цифровые, так и пленочные задники.
В обычной цифровой зеркальной камере лучи света проходят через линзы объектива и попадают на зеркало, от которого отражаются в оптический видоискатель. Сделано это для того, чтобы фотограф мог видеть именно то, что видит объектив его камеры. Заметьте, объектив, а не камера. Ведь то, как интерпретируют полученную информацию матрица и процессор фотоаппарата, становится ясно лишь после нажатия на кнопку спуска.
Немного по-другому обстоят дела у зеркалок, оборудованных системой Live View. В них предусмотрена возможность поднятия зеркала и визирования по основному дисплею (исключение здесь составляют лишь некоторые модели Sony и Olympus, использующие для выведения изображения на дисплей дополнительный сенсор). Да, такой подход позволяет увидеть будущую фотографию на дисплее фотокамеры, но при этом слабым местом, как правило, остается скорость фокусировки. Лишь у единичных представителей семейства зеркальных камер автофокус адекватно и быстро работает в режиме «живого» просмотра.
Однако и на этом минусы зеркалок с функцией Live View не кончаются. Эти модели по-прежнему остаются довольно громоздкими из-за необходимости размещения в корпусе объемного блока зеркала и пентапризмы. Нельзя забывать и про такое понятие, как рабочий отрезок. Это расстояние между внешней поверхностью байонета и матрицей фотоаппарата. В зеркальных камерах рабочий отрезок не может быть уменьшен из-за присутствия зеркального блока. А это в свою очередь порождает сложности при создании объективов: чем больше рабочий отрезок, тем труднее сделать широкоугольный объектив. Особенно остро эта проблема встала при появлении матриц с кроп-фактором. Фокусное расстояние тех объективов, которые на пленке были широкоугольными, стало в полтора раза меньше при установке их на новые матрицы формата APS-C. Для создания новых объективов пришлось усложнять оптические схемы, что не могло не сказаться на стоимости, а также на габаритах и весе.
Цифровые компакты с самого начала своего существования были избавлены от всех вышеописанных проблем. В таких камерах свет, пройдя через объектив, сразу попадает на матрицу. Фотограф может оценить будущий кадр на дисплее до нажатия на кнопку спуска. Имея такое существенное преимущество, компакты тем не менее серьезно проигрывали и проигрывают зеркалкам в качестве изображения. Тому есть две причины. Во-первых, в компактах используется значительно меньшая по размерам матрица (это обусловливает высокий уровень шумов и низкую детализацию изображения). Во-вторых, все компакты оснащены несменной оптикой зачастую не самого высокого класса. Здесь следует упомянуть несколько исключений. За недолгую историю создания цифровой фототехники был предпринят ряд попыток сдвинуть дело с мертвой точки. Компания Sony выпустила фотокамеру R1, имевшую большую (как у зеркалки) матрицу и неплохой объектив, а Sigma создала целых две модели — DP1 и DP2, оснащенные такими же большими сенсорами. И в первом, и во втором случае оптика камер была несменной, и в этом отношении зеркалки по-прежнему оставались вне конкуренции.
Достичь невозможного удалось инженерам Panasonic, разработавшим совместно с Olympus стандарт micro 4/3, на базе которого и создана фотокамера Panasonic Lumix G1. Они начали с того, что просто «выбросили» блок зеркала из конструкции зеркальной камеры. Казалось бы, что может быть проще? При такой конструкции свет, проходя через объектив, сразу попадает на матрицу. На дисплее и в цифровом видоискателе (о нем мы поговорим позже) фотограф видит именно то изображение, которое станет фотографией после нажатия на кнопку спуска. Все как в компактах, кроме двух деталей. В фотоаппарате используется матрица формата 4/3 и сменная оптика с байонетом micro 4/3 (также предусмотрена возможность применения оптики с байонетом 4/3 через переходник). Отсутствие зеркального блока позволило не только значительно уменьшить размеры фотоаппарата, но и сократить рабочий отрезок оптики. Специально выпущенные для Panasonic Lumix G1 объективы просто поражают своей компактностью.
Камера изначально не ориентирована на профессиональное применение, более того, она скорее рассчитана на начинающего фотолюбителя. Однако об удобстве и оперативности управления производители позаботились как следует. Здесь есть почти все, чтобы удовлетворить опытного фотографа. Управление балансом белого, светочувствительностью и точками фокусировки вынесено на отдельные «горячие» кнопки — в лучших традициях зеркальных камер. Экспокоррекция осуществляется буквально за одно нажатие (мы имеем в виду нажатие на управляющее колесо). Если же до этого у вас был простой компакт и вы к нему привыкли, то сможете управлять фотокамерой при помощи удобного экранного меню, которое очень напоминает меню компактных фотокамер. В режиме съемки основные параметры отображаются в верхней и нижней частях дисплея (впрочем, расположение информации легко настроить по своему вкусу и даже выбрать разные варианты для видоискателя и дисплея). Чтобы перейти от простого наблюдения за параметрами к их изменению при помощи навипэда, достаточно одного нажатия на кнопку Q.Menu.
Ну а для тех, кому такой интерфейс не нравится, предусмотрен еще один способ управления. Нажмите несколько раз на кнопку, отвечающую за отображение информации на дисплее, и вы увидите альтернативное меню параметров съемки. Оно реализовано в виде таблицы. Не правда ли, напоминает меню некоторых зеркалок? Перемещение по ячейкам осуществляется с помощью навипэда. Все очень наглядно и удобно.
Часть настроек доступна также и через обычное меню, вызываемое центральной кнопкой навипэда. Здесь все традиционно для большинства зеркалок, все те же несколько вкладок: параметры съемки, меню пользователя, «Мое меню» и настройки режима просмотра. Наиболее интересным пунктом является именно «Мое меню». В данную вкладку включаются пять наиболее часто используемых пунктов меню камеры.
Во время съемки на открытии выставки нам в полной мере удалось оценить все удобство большого поворотного дисплея. Не секрет, что на всех мероприятиях в первых рядах снимающей братии стоят телевизионщики. Фотографам же порой приходится буквально просовывать объективы между людьми с видеокамерами, и тут уж либо снимай вслепую, либо теряй ценные кадры. С Lumix G1 все было намного проще. Наконец-то съемка камерой, удерживаемой на вытянутых руках над головой, перестала быть лотереей. По повернутому вниз дисплею можно было вполне осознанно строить кадр, даже более того — это было удобно. Впрочем, в остальное время мы все же предпочитали пользоваться электронным видоискателем.
О нем стоит рассказать подробнее. Начнем с принципа работы. В электронном видоискателе мы видим то же, что и на дисплее. Да-да, совсем как в режиме Live View. Следовательно, это изображение (именно с такой яркостью и балансом белого) и станет фотографией. Не правда ли, удобно? Задержка при обновлении картинки минимальна: инженеры постарались на славу. Некоторое отставание заметно только когда снимаешь при недостаточном освещении (например в темной комнате). Естественно, о таком параметре, как площадь покрытия кадра (у большинства полупрофессиональных зеркалок она составляет примерно 95%) можно просто забыть: в электронном видоискателе мы видим весь кадр целиком. О разрешении мы уже говорили выше. Оно составляет 1 440 000 точек. Детализация изображения очень высокая. Для сравнения: разрешение электронного видоискателя компактов обычно составляет 150 000 точек, то есть в десять раз меньше. Функция автоматического переключения между видоискателем и дисплеем во время съемки предоставляет невиданную доселе свободу выбора способа визирования.
Еще один приятный сюрприз связан с системой фокусировки. Мы не раз сталкивались с мнением, что создать систему быстрого и точного контрастного автофокуса при большом размере матрицы как минимум трудно. И наши тесты зеркальных фотокамер с функцией Live View эту точку зрения обычно подтверждали. Однако фокусировка Lumix G1 происходит просто мгновенно. При этом камера не издает практически никаких звуков. Перемещений внешних частей объектива также не происходит. Просто через какую-то долю секунды после неполного нажатия кнопки спуска раздается сигнал подтверждения фокусировки. Точность автофокуса одинаково высокая как в солнечный день, так и в сумерках. Разработчикам удалось создать систему фокусировки по контрасту, не проигрывающую в скорости и точности фазовому методу, ставшему привычным для зеркалок.
Несколько лет назад на одном фотографическом форуме нам встретилось мнение, что главным минусом системы визирования по дисплею (тогда еще даже слухов не было о создании камер, подобных Lumix G1) является невозможность ручной фокусировки. Нам довелось снимать на узко- и среднеформатные неавтофокусные камеры, и поэтому мы можем смело утверждать, что в G1 ручная фокусировка реализована почти идеально. Как только вы поворачиваете фокусировочное кольцо объектива, в видоискателе (или на дисплее) появляется увеличенный фрагмент изображения. Навести по нему резкость — пара пустяков. Дальше остается лишь утопить кнопку спуска до конца и сделать снимок. Хотя можно нажать спуск только наполовину, тогда изображение опять уменьшится до нормальных размеров, после чего можно будет по-новому скомпоновать кадр. Единственным неудобством нам показалась недостаточная ширина фокусировочного кольца.
Мы уже рассказали о быстрой реакции системы фокусировки, но другие скоростные характеристики камеры тоже нельзя назвать скромными. Включается она почти мгновенно, как и все современные зеркалки. Казалось бы, обязательно должна иметь место задержка затвора: фотоаппарату нужно время на приведение затвора в работоспособное состояние (во время визирования по дисплею он, естественно, открыт). Однако на практике почувствовать эту задержку нам так и не удалось — снимок делается сразу после нажатия кнопки спуска. Нет проблем и с серийной съемкой. Вполне стандартные для современных любительских зеркалок три кадра в секунду Lumix G1 отрабатывает честно. Правда, нужно уточнить, что речь идет о съемке в формате JPEG. Со скоростью серийной съемки в формате RAW дела обстоят несколько хуже.
Наряду с традиционными режимами съемки PASM (программный, приоритет выдержки, приоритет экспозиции и ручной) в G1 есть пользовательский режим, расширенный режим сюжетных программ, а также умный авторежим (Intelligent Auto), при включении которого автоматика подберет оптимальные настройки за вас. Камера сама установит светочувствительность с учетом скорости движения объекта, включит оптический стабилизатор MEGA O.I.S., выберет оптимальную сюжетную программу, применит функцию распознавания лиц, в случае необходимости задействует следящий автофокус для удержания в фокусе движущихся объектов, а также воспользуется функцией интеллектуальной экспозиции (автоматически осветляя чрезмерно затемненные участки). К автоматике у нас возникла лишь одна небольшая претензия — уж слишком неохотно камера поднимает значение светочувствительности. Даже при съемке телевиком в сумерках автоматика может задать всего 400 единиц ISO. Впрочем, если у вас достаточно крепкие руки, то на пару с оптическим стабилизатором вы вполне справитесь с «шевеленкой». А небольшое значение светочувствительности поможет получить кадры с низким уровнем шума.
Питание G1 получает от аккумулятора, который по сравнению со скромными габаритами камеры выглядит очень солидно. Однако обольщаться не стоит: заряд расходуется довольно быстро. Основная причина — непрерывная работа матрицы, процессора и дисплея (или видоискателя) камеры. Полностью заряженного аккумулятора вполне хватит на день не слишком интенсивной съемки, но к вечеру энергия будет уже на исходе.