Обзор Panasonic FZ20

03.02.2005

В фотокамере Panasonic FZ20 один из лучших объективов среди цифрокомпактов. Система ручного фокусирования вне конкуренции даже среди более дорогих аппаратов. Всё лучшее было унаследовано у предка Panasonic FZ10, который для меня один из самых любимых. Чем мне нравится эта камера, попробую рассказать ниже.

Перемены

Конечно, для лучшего понимания стоит обратиться к недавнему обзору Panasonic FZ10. Изменения в корпусе скорее косметические. Форма и эргономика несколько старомодны и мне это нравится. Угловатые очертания вкупе с простым «не заумным» управлением создают для камеры свой стиль. В чём-то «Панасоник» опирается на опыт своего партнёра «Лейки». Это можно проследить по модели LC1, которая у обеих компаний отличалась почти только этикеткой.

В корпусе по-другому сделан отсек для карт памяти и батареи. Нет одной дверцы с разъёмом, их было две — одна из них была явно лишней. Более незаметным стал регулятор диоптрийной коррекции для электронного видоискателя. В комплекте появилась полезная бленда. Существенным можно назвать лишь новый объём матрицы в пять мегапикселей.

Видео получило приемлемую частоту 30 Гц, а размер остался прежним 320х240 точек.

Дизайн

Из чего сделан корпус Panasonic FZ20, однозначно не скажешь. Использована пластмасса, достаточное количество металлических частей, «обрезиненный» хват. Несмотря на внушительный размер, в основном благодаря объективу, вес камеры оказывается значительно меньше от ожидаемого. Приятно в руке держать простой корпус, не отмеченный новомодными, вместе с тем быстро уходящими, веяниями. Верхний диск режимов вращается легко, по краям его полезное рифление. Рядом кнопка спуска с выраженными состояниями полунажатия и нажатия. Вокруг спуска рычажок зумирования.

Заранее можно отметить, что зумирование происходит неторопливо, однако, не заставляет ждать и задержек не имеет.

Остальные кнопки просто нажимаются даже в перчатках, к ним обеспечен нужный доступ. Питание подаётся наглядным переключателем. Вспышка утоплена в корпус, а в рабочем положении находится относительно высоко над оптической осью. Эффект красных глаз будет проявляться меньше, чем в аналогах. «Горячий башмак» с единственным центральным контактом. Возможности освещения расширяются дополнительной внешней вспышкой.

Наблюдение за сюжетом происходит через пятисантиметровый дисплей или через электронный видоискатель. Яркость дисплея регулируется в настройках.

Большой диаметр объектива можно объяснить несколькими вещами: заботой об изображении и системой оптической стабилизации картинки. И без того внушительный диапазон фокусных расстояний можно ещё больше расширить оптическими насадками. Массивное переднее железное кольцо с объектива скручивается, на его место устанавливается конвертер. Модель FZ20 получила в стандартную комплектацию составную бленду, которая состоит из трубы и привычной лепестковой части. Можно рекомендовать одно колено носить постоянно для улучшения чистоты изображения и защиты от внешней среды.

Крышечка на объектив надевается свободно как с блендой, так и без неё.

Питание осуществляется литий-ионным аккумулятором. Как только я взглянул на ёмкость, стали закрадываться сомнения. Производитель в данном случае оказался на высоте, о чём в разделе ниже. Аккумулятор помещён под фиксатор. Рядом расположен отсек для карт памяти SD. Идущие в комплекте 16 МБ вызывают улыбку.

Меню для техники такого класса оказалось неожиданно простым: всего две вкладки. Ещё в памяти интерфейс Panasonic FX7, поэтому всё выглядит знакомым. Появляется мысль: уж не одна ли версия программы сделана для обеих камер? Перемещение по меню без задержек.

Количество информации на дисплее меняется. Когда выводится всё, что можно, экран не выглядит чрезмерно перегруженным и вполне позволяет сосредоточиться на объекте съёмки.

Функции и возможности

Фотокамера Panasonic FZ20 делает очень доступными режимы профессиональной работы. Главный козырь — это работающая ручная фокусировка, которая в некоторых случаях предпочтительнее автомата. Я сам предпочитаю снимать на автомате. Однако часто просматривая снимки на компьютере, замечаю, что со многими можно распрощаться и отправить их в корзину. Промахи автофокуса коварны, когда идёт съёмка динамичных сцен. Просматривать каждый кадр под максимальным увеличением не всегда удобно, а быстрый постпросмотр выручит только в очень тяжёлых случаях. Ручная фокусировка незаменима, если нужно получить не какой-то результат, а стабильный.

К сожалению, в цифрокомпактах мне не довелось встретить сколько-нибудь пригодной ручной фокусировки. Или на дисплее ничего не разобрать, или кнопками действие выполняется очень медленно. В FZ20 оба этих недостатка проработаны. Подбор расстояния производится массивным рифлёным кольцом, ход которого позволяет быстро и точно настроиться. Увеличенная центральная зона позволяет ясно понять, когда она максимально резкая.

Автоматическая система фокусирования не из последних. Девять зон для интеллектуальной фокусировки, из которых можно оставить только центральную. Доверие к автомату ограничено, поскольку некоторые виды съёмки являются проблемными для всех цифровиков. Например, когда в кадре много снега, камере трудно найти объект, на котором она могла бы сфокусироваться. Результат отдаётся в руки случая.

Другой сильной стороной камеры является объектив и система оптической стабилизации изображения. Двенадцатикратный зум-объектив встретишь не часто. Ещё реже им можно пользоваться, поскольку фокусное расстояние в 200 — 400 мм требует коротких выдержек или использования штатива. Оптическая стабилизация позволяет удлинить выдержки в два-четыре раза, что выглядит уже практичнее.

Объектив в FZ20 светосильный, с максимальным отверстием диафрагмы на всех фокусных расстояниях f/2.8. Вспоминаю сейчас, сколько может стоить сменный телевичок с такой диафрагмой. Под десять тысяч долларов у известных производителей. Каким же чудом в FZ20 на 432 мм оказывается с диафрагмой f/2.8? Качество, качество... Уровень хроматических аберраций чрезмерный, картинка мягкая. Получается, что гиперзум малоприменим не только из-за нужных коротких выдержек, но и в виду невысокого качества изображения. На меньших фокусных расстояниях картинка расстройства не вызывает.

Экспоавтоматика в предыдущей модели FZ10 имела свои причуды в оценке освещённости. Нужно всестороннее продолжительное тестирование, чтобы выявить проблему, но в FZ20 тонкого места не видно с первого взгляда. Шероховатость, мало где ещё виденная, выявляется в приоритете выдержки, диафрагмы или при ручном экспонировании.

Когда освещённость невысокая, полунажатие проводит к закрытию диафрагмы до рабочего положения. Т.е. замер без «прыгающей диафрагмы», по рабочему отверстию? Изображение на дисплее меркнет, если света мало. Другой недостаток при съёмке в «потёмках»: полный диапазон выдержек доступен в ручном режиме или приоритете выдержки. У тех, кто привык пользоваться приоритетом диафрагмы или всё отщёлкивать на автомате это может вызвать раздражение. Один из путей — пользоваться установкой экспозиции вручную. Отклонение от просчитанного значения показывается на шкале. Кроме того, гистограмма окажется незаменимой, вернее делающей ненужным брекетинг «на авось». Может «Панасоник» приучает нас работать с пониманием процесса?

Баланс белого имеет предустановки и калибруется вручную. Сцены кроме портретов, пейзажей и прочих полезностей, часто усложняющих жизнь, имеют макро. Назначения макро на диске режимов я не понял, потому что объектив и так прекрасно фокусируется на коротких дистанциях.

Производительность

Камеру Panasonic FZ20 практичнее всегда держать в полной готовности. Время старта и отключения велики 4 — 5 секунд. Если камера «заснула» время активации такое же. Хорошо, что время «засыпания» регулируется.

Скорость автофокусирования для цифрокомпактов на достойном уровне. Уменьшение освещённости снижает скорость ненамного. При макросъёмке, как и в других цифровых камерах, наблюдается дополнительное увеличение времени наводки на резкость.

Серийная съёмка со скоростью 2 — 3 кадра в секунду и зависит от качества выбранного формата изображения. Неторопливая запись в формат TIFF — несколько десятков секунд. Производительный тип карт памяти поможет незначительно.

Ёмкость аккумулятора оказывается достаточной для сотни-другой кадров. Героически показал себя аппарат и батарея на морозе. Глюков замечено не было, а падение ёмкости батареи оказалось небольшим.

Обращает на себя внимание FZ20 бесшумностью. Фокусирование, зумирование практически не слышны. Отключив звуковое сопровождение, которое не впечатляет, получаем тихий аппарат, не привлекающий внимание.

Изображение

Матрица в Panasonic FZ20 пятимегапиксельная. Малый размер позволяет получить чистые изображения на ISO 80, 100. Характер шумов на максимальной чувствительности вы можете увидеть на картинке ниже.


ISO 400, 2.4 МБ

Объектив на всех фокусных расстояниях дать чёткой картинки не сможет. Но в диапазоне 36 — 200 мм характеристики могут быть наилучшими.


36 мм, EV +2/3, ISO 100, 2 МБ


432 мм, EV +1/3, ISO 100, 1.8 МБ

Автоматический баланс белого на снеге проявил незначительную голубизну. При освещении лампами накаливания кадр вышел несколько желтоватым. Камера интересна тем, что позволяет ввести поправку к автоматическому балансу белого в тёплую или холодную сторону. Может оказаться, что поправкой достигается лучший результат, чем ручной калибровкой. Всё-таки полная нейтрализация оттенка на каких-то кадрах будет не самым оптимальным решением.


ISO 100, EV +1/3, 1.9 МБ


ISO 100, EV +1/3, 2 МБ


ISO 100, EV +2/3, 2.2 МБ


ISO 100, EV +2/3, 1.9 МБ


ISO 100, EV +2/3, 2 МБ

Хроматические аберрации на контрастных границах заметны. На телерасстояниях эффект может стать броским. Значительного падения резкости к углам замечено не было.

Видео

Размер ролика небольшой, однако, частота 30 Гц плавно передаёт движение.


320x240, 8 c, 3.81 МБ

Выводы

Случай с Panasonic FZ20 относится к тем, когда объективно сказать, чем нравится камера нельзя. Можно бы и проворнее старт сделать, работу диафрагмы подладить, RAW добавить. Но более дорогие собраться с полным ассортиментом функций с продвинутым управлением предрасположенности могут и не вызвать. Могу лишь бегло перечислить, чем камера на себя могла бы обратить внимание.

— Фокусирование вручную одно из лучших;
— Оптическая стабилизация;
— Светосила объектива f/2.8 на всём зуме;
— Доступное управление, простые формы;
— Лёгкий и компактный;
— Бленда в комплекте;
— Качественное изображение.

Улучшения в данной модели могли бы быть и значительнее. Модель не новичок, а продолжение серии.

— Нет RAW, медленное сохранение в TIFF;
— Медленный старт-выключение;
— Фотографии на теле фокусных расстояниях оставляют желать лучшего;
— Доступ к чувствительности матрицы через меню.

Модель Panasonic FZ20 интересная. При выборе в среднем классе любительской техники на неё стоит обратить внимание. А может и не нужны все возможности более дорогих восьмимегапиксельников? Уверен, что FZ20 во многом достойный им конкурент.


Источник:  http://www.apertura.ru/
Филиалы: