Обзор Panasonic DMC-FZ10

16.06.2004

Очень интересная модель в своём полупрофессиональном классе. Нельзя ошибиться, причислив FZ10 именно к полупрофессионалам: богатство функциональных возможностей, эргономика и дизайн выполнены с должным качеством и вниманием. Отличие от дорогих камер (всё ещё компактных, с несменным объективом) в том, что многие не столь нужные и маловажные функции опущены. Реализовано самое необходимое для успешной работы.

Плюсы. Профессиональная эргономика и дизайн. Оптическая стабилизация в двенадцатикратном объективе. Кольцо ручной фокусировки.

Минусы. Специфическая работа экспоавтоматики. Средне работает система автофокусировки.

Внешний чёрный вид у FZ10 привлекателен, сродни традиционным плёночным зеркальным аппаратам. Но выступ пентапризмы служит только эстетическим целям, да ещё скрывает в себе встроенную вспышку. Корпус выполнен из магниевого сплава. Выступ под хват обрезинен спереди и сзади. Камера удобно лежит в руке, что неудивительно -- по размерам она такая же, как многие любительские зеркалки. Камеру выделяет большой в диаметре объектив -- наиболее массивная часть устройства. Большой размер получился в результате из-за системы оптической стабилизации изображения и двенадцатикратного зума. Камера имеет гнездо под внешнюю вспышку. Низковольтный контакт один, т. е. возможно согласование с рядом старых полуавтоматических вспышек. Видоискатель электронный. Пользоваться им не с руки. Картинка слишком мала, чтобы разглядеть детали, не говоря уже о цвете деталей. Если требуется лишь скадрировать изображение видоискателем, диоптрийная коррекция поможет подстроиться под ваше зрение. Дисплей среднего размера показывает чёткую ясную картинку. Инерционность небольшая. С LCD её не избежать. Верхний диск переключения режимов работы имеет привычные обозначения. По смыслу на нём можно выбрать сюжетные программы или непосредственно контролировать экспозицию в приоритете выдержки/диафрагмы.

Звуковое сопровождение изменяется по громкости или отключается. В последнем случае камера начинает работать бесшумно.

Увеличение изображения производится рычажком вокруг кнопки спуска. Метод принятый, но хотелось бы иметь кольцо с данным свойством на объективе. Тем более, что уже одно кольцо на нём имеется. Данное кольцо выполняет ручную фокусировку. Деталь профессиональная. Шкала расстояний отсутствует, поскольку вращение кольца не фиксируется. С левой стороны объектива расположен переключатель режима фокусировки: авто и ручной. Переключатель примечателен тем, что в ручном режиме его можно опустить ещё ниже как кнопку, произойдёт автофокусировка. Дальше резкость можно подстроить вручную. Отпадает необходимость в отдельной кнопке фиксации фокуса. На переднюю часть объектива накручено железное кольцо. На его место можно поставить бленду или дополнительные оптические насадки: широкоугольную, теле.

Передвижение по меню производится круговой кнопкой. Понятно и удобно. Эта же кнопка в режиме съёмки служит настройке многих параметров: экспокоррекции, вспышки, задержки спуска, ручного постпросмотра.

Все кнопки находятся на своих местах. Пользование ими трудностей не вызывает.

Батарейный отсек и разъём для карт памяти располагаются под одной крышкой. Специальный аккумулятор задвигается под фиксатор. Срок службы от одного заряда два-три часа, за которые можно сделать около 140 снимков. Уникальность питающего элемента не позволит взять FZ10 в путешествие вдаль от цивилизации или придётся закупать дополнительные, довольно дорогие, батареи.

Штативное гнездо железное расположено на корпусе, не центрировано -- объектив перевешивает.

Связь с компьютером происходит через USB. Выход на телевизор рядом с интерфейсным разъёмом. Оба закрываются крышкой. Разъём для внешнего питания находится под отдельной крышкой. Получается на корпусе много разных «дверок». Блок зарядки аккумулятора выполняет также функцию внешнего источника питания для камеры. Правильный ход со стороны Panasonic.

При подключении к компьютеру с Windows XP камера определяется без драйверов как съёмный диск. Возможна работа также по протоколу PTP -- предназначенному специально для переноса изображений. Другой поддерживаемый протокол PictBridge поможет сделать распечатку на принтере непосредственно с камеры.

Объектив примечателен, прежде всего, своим диапазоном фокусных расстояний: 35-420 мм в плёночном эквиваленте. Светосила постоянная f/2.8. К оптике приложила руку легендарная Leica. На длинных фокусных расстояниях выдержка должна быть короче. Рекомендуется, к примеру, на 50 мм иметь 1/50 с, на 400 мм -- 1/400 с. Нужно это, чтобы избежать смазывания картинки в результате дрожания. Как же работать на 420 мм зума, ведь света для нужной выдержки часто не хватает? Пользуются штативами. В дорогих плёночных объективах имеется оптическая стабилизация изображения. Присутствует она и в данной цифровой модели. Запас «прочности» возрастает на два стопа. Т. е. на максимальном фокусном расстоянии 420 мм можно снимать с выдержкой 1/100 с.

При съёмке хроматические аберрации оптики проявляются слабо. Но всё же присутствуют, как в любой компактной цифрокамере. Дисторсии в широкоугольном и телеположении мало заметны.

Изображение с FZ10 сравнимо с картинкой с более дорогих «собратьев». Шумы матрицы заметны на чувствительности 200, 400 единиц. На 50, 100 изображение чистое. Раньше у Panasonic, даже в топовых моделях, были проблемы. Сейчас они успешно решены. Характер шумов отличается от чисто цифрового и чем-то напоминает шумы плёнки. Баланс белого отрабатывает хорошо, насколько это возможно для автоматики. В трудных случаях поможет ручная калибровка. Заданные режимы баланса белого выступают в роли скорой помощи. Размеры картинки регулируются в широких пределах. Качество сжатия имеет два уровня. Сырой формат не поддерживается. Программных фильтров немного: тёплый, холодный, чёрно-белый. Фильтры не нужны для цифрокамеры. Специальные редакторы выполнят эту функцию более продуктивно. Контраст, резкость, насыщенность также лишние настройки. Для каждой сцены резкость, например, должна быть собственная. Тонкая подстройка в фотошопе может занять значительное время, но даст поразительный результат. Что же говорить о трёх положениях доступных в меню? На стандартном уровне резкости картинка выглядит мягковато. Остаётся пространство для манёвра в программе обработки.

Работа экспозиционной автоматики специфична. Наличие в кадре большого контраста (небо-земля) в некоторых случаях приводят к недодержке, что видно по дисплею. В данном случае возможна также передержка светлых областей. Рекомендация: анализировать, что получилось, и что вам требуется. Поправка просто вводится через экспокоррекцию.

Автоматическое фокусирование производится быстро. На низкоконтрастных объектах происходит с трудностями. Работу можно оценить как удовлетворительную. Помогает здорово ручная фокусировка. Вращая фокусировочное кольцо, на дисплее можно видеть увеличенную центральную зону. При достаточном освещении пользоваться можно, в отличие от других цифрокамер, и при необходимой сноровке даже быстрее чем автофокусом. Но условия сильно влияют на возможность ручного режима для человека не менее, чем для автоматики. Если объект плохо освещён (малоконтрастен) или наоборот, деталей не видно из-за света -- фокусировка на глаз становится невозможной. Важные участки становятся на дисплее плохо различимыми, чтобы оценить такой сюжет. Автоматическое фокусирование производится по одной  центральной области, без разных интеллектуальных зон. Просто и со вкусом.

Макрорежим эффективен из-за наличия ручной фокусировки. Резкость можно подстроить очень точно. Шифт программной экспозиции позволяет точно контролировать глубину резкости.

Экспокоррекция оперативно доступна при нажатии на верхнее направление круговой кнопки. Выбор происходит другими направлениями-стрелками. Подобным образом устанавливается коррекция для вспышки. В ручном режиме экспозиции после выбора параметров и полунажатия на спуск отображается шкала, где можно оценить отклонение от просчитанного автоматикой значения освещённости.

Количество выводимой на дисплей информации регулируется, вплоть до полного её отключения -- остаётся только квадрат фокусировки. Полная информация содержит гистограмму реального времени.

В FZ10 нет огромного количества малоиспользуемых на практике функций. Самые необходимые выполнены добротно. Их не замечаешь во время использования, что хорошо, поскольку позволяет сосредоточиться на сюжете, на творческом аспекте фотографии.

Режим просмотра стандартен. Доступно слайд-шоу, простейшее редактирование. Изображение можно повернуть в камере, а на компьютере оно будет прежним. Удаление возможно как по нескольку картинок, так и полное. Съёмочная информация может быть показана в полном объёме вместе с гистограммой.

Если могу, значит сделаю -- таким девизом руководствуются изготовители цифрокамер, независимо от необходимости. Не реализовав модную возможность, фирма теряет баллы в глазах потребителя. Panasonic следует вместе со всеми и встраивает в данную модель режим видео с поддержкой звука. Частоту можно регулировать. Размер один 320х240 точек. Звуковые комментарии можно добавлять к статичным картинкам.

Для данного класса техники очень важной стороной является производительность. В обычном режиме захват изображения занимает секунду. Запись на карту памяти происходит в фоновом режиме. Т. е. сразу можно снимать следующий кадр. Включение/выключение не быстрое -- около пяти секунды. Столько затрачивается на перемещение объектива. Из широкоугольного в телеположение переход занимает около трёх секунд -- проворно. Режим непрерывной съёмки записывает серии по пять кадров со скоростью 2-4 кадра в секунду, в зависимости от условий, выбранного режима, карты памяти. Производительность оценить можно как хорошую среди подобных аппаратов.

Впечатление от камеры Panasonic DMC-FZ10 складывается очень хорошее. Разница с высшим компактным классом незначительна при сравнении профессиональных характеристик. Потребительские развлекательные возможности не в счёт. Уверен, что среди творческих любителей аппарат получит достойное признание.


Источник:  www.apertura.ru
Филиалы: