Уже долгое время такие топливные элементы представлялись разработчиками как наиболее эффективное средство продлить жизнь зарядке гаджетов, поскольку потенциально они могут сохранять ее в течение нескольких дней. Однако на протяжении последней пары лет компании работали над тем, чтобы сделать их максимально компактными, дешевыми и долгоиграющими, а также проводили исследования на предмет того, не будут ли такие элементы перегреваться. Представлять разработки массовому рынку они не торопились.
Ситуация кардинально изменилась в этом году, когда министерство транспорта США отменило ранее существовавший запрет на перевозку авиатранспортом легковоспламеняющихся метанола и бутана. «Для развития рынка подобный устройств этот запрет был одним из самых сильных сдерживающих факторов», — заявила AP консультант по энергетическим системам Frost & Sullivan Сара Брэдфорд (Sara Bradford).
Топливный элемент — это устройство, способное вырабатывать электроэнергию из водорода или его соединений (углеводородов и спиртов) без процесса сгорания. Когда топливо израсходовано, можно просто сменить топливный картридж. Таким образом, пользователи могут продолжать пользоваться устройством без временных ограничений, связанных с зарядкой аккумулятора. По мнению Брэдфорд, потребуется не более года или двух для того, чтобы вендоры проявили интерес к технологии, а производство топливных зарядных устройств вышло за рамки опытных образцов.
Тем не менее, компания Lilliputian Systems Inc (Уилмингтон, Массачусетс), основанная на базе Массачусетского технологического института, планирует уже в 2009 г. представить топливные устройства, которые будут пригодны для любых гаджетов, в которых предусмотрена подзарядка через USB-порт. Само устройство по размеру будет не больше сигаретной пачки, и будет работать на бутане: этот газ используется, например, для заправки зажигалок, сообщил Мули Рамани (Mouli Ramani), вице-президент по развитию бизнеса Lilliputian Systems Inc.
Чайная ложка топлива может обеспечить в 20 раз дольше работы устройства по сравнению с обычной батарейкой такого же размера. Топливные «батарейки» будут продаваться по цене от $100 до $150, а сменный картридж к ним обойдется в $1-3, заявил он.
Кроме того, с 2000 г. над технологией работает компания MTI MicroFuel Cells Inc: в 2002 г. ею был представлен опытный образец устройства, которое должно было появиться на рынке уже в 2004 г. Генеральный директор компании Пенг Лим (Peng Lim) заявляет, что в последнее время MTI удалось добиться значительного прогресса. Сейчас разработанное ею устройство может поддерживать в 3 раза более долгую работу устройства, чем обычный литиевый аккумулятор, а в будущем сможет обеспечить в 10 раз больше времени для работы.
MTI планирует представить на рынке внешнее зарядное устройство в 2009 г., а также ведет переговоры с производителями электроники об использовании подобных встроенных элементов. Договоренности уже достигнуты с Samsung Electronics и Neo Solar Co. Ltd. Известно, что Lilliputian также имеет договоренности с тремя вендорами электронных девайсов, но их названия пока не раскрываются.
Напомним, что Panasonic анонсировала топливное устройство, которое сможет питать энергией ноутбук в течение 20 часов, работая на небольшом количестве метанола, к 2012 г. Toshiba неоднократно демонстрировала прототип топливной батареи в течение последних нескольких лет, но дату его запуска в производство назвать не спешит.
Аналитик Lenovo Group Марк Кохут (Matt Kohut) полагает, что топливные элементы в конечном счете завоюют электронный рынок, но для коммерциализации технологии потребуется как минимум 5 лет. Он считает, что индустрии потребуется проделать серьезную работу над стандартизацией этой технологии, пишет AP. В свою очередь Мули Рамани из Lilliputian Systems Inc говорит, что до появления таких устройств на прилавках магазинов осталось не более года-полутора.